Музей и квартал в Тренто (арх. Ренцо Пьяно)

Ренцо Пьяно -  MUSE среди Доломитовых  Альп


МУЗЕЙ

В июле 2013 года в городе Тренто праздновали открытие нового Музея естественной истории.

Проект был разработан знаменитым архитектором Ренцо Пьяно, которому за его вклад в развитие итальянской культуры недавно было присвоено почетное звание пожизненного сенатора.  Происходящей из потомственной архитектурной семьи, он родился в 1937 году в Генуе, получил профессиональное образование в Италии, но первого (и крупнейшего) успеха добился во Франции, уже в 1971 году. Тогда на конкурс культурного центра Плато Бобур в Париже поступили 680 проектов из многих стран мира. К реализации было принято совместное предложение Р. Пьяно и английского архитектора Р. Роджерса. В 1978 году здание было введено в строй. Ныне известно по названием «Центр Помпиду» и относится к числу наиболее значимых магнитов среди парижских достопримечательностей. Подсчитали, что за период существования здесь побывали около 150 миллионов человек. Интерес к этому объекту не иссяк, и сейчас ежедневно здесь бывает 25 тысяч посетителей.

Конечно, город Тренто с населением в сто тысяч жителей не может тягаться со «столицей Европы» многомиллионным Парижем, но в региональном масштабе новый музей, получивший название «МУЗЕ»,  определенно стал точкой всеобщего притяжения. Автомобили и школьные автобусы со всей округи подъезжают к зданию со стороны набережной реки Адиже. Отсюда можно лишь отчасти понять масштабы сооружения: к берегу реки открыт торцовый фасад протяженностью 34 метра, а вглубь квартала корпус музея тянется на 130 метров. Композицию лучше всего понять, если смотришь на него со стороны сохранившегося старинного укрепления Ле Альбере. Туристские путеводители, повторяющие слова архитектурных критиков, видят в силуэте постройки  метафору горного силуэта Доломитовых Альп. Сам автор проекта  упоминал об образе взмахивающих крыльями бабочек – вероятно, эта параллель имеет больше обоснований с учетом профиля музея, где развернуты экспозиции, раскрывающие взаимосвязи человека с природой.

Эту работу Ренцо Пьяно можно считать развитием концепции Центра Помпиду, но с учетом технических возможностей 21 века. Свой взгляд на вклад в зодчество мастер характеризует так: «...моя личная «освободительная борьба» против мифологии творения». Он полагает, что настоящее произведение архитектуры как искусства может быть построено только на базе использования широких ресурсов современной техники. Архитектурное решение музея интересно как пример формирования образа здания на основе учета строительно-технологической и экологических составляющих.  Судя по-всему,  за прошедшие с момента постройки Центра Помипиду 35 лет в строительной технологии многое изменилось. На современном уровне нет оснований наивно демонстрировать элементы инженерных систем, превращать их в опознавательные знаки новой архитектуры, как это было с «хай-теком».  «Машина для музейной деятельности» двадцать первого века, каким стал МУЗЕ, выглядит не столь назидательно и фнкционирует ненавязчиво.

В этом проекте Ренцо Пьяно воплотил столь большую систему элементов «зеленой архитектуры», что после реализации, в том же 2013 году, при экологической сертифицикации здания по системе LEED оно получило высшую «золотую» категорию. Здание рассматривалось как пример реализации современных идей в энергетике, в использовании воды, в рацинальном подборе строительных материалов.

Наклон огромных плоскостей кровли, которые могут напомнить крылья бабочки, рассчитан с учетом размещения солярных батарей. Они во многом покрывают потребности комплекса в электричестве. Другая часть энергетических систем скрыта под землей – многочисленные скважины были просверлены для установки геотермальных установок. Использованние Ренци Пьяно тотального остекления фасадов и светопрозрачного покрытия экспозиционных залов позволяет сократить расходы на электроосвещение за счет поступления естетственного дневного света. Суммарный баланс оказался столь положителен, что часть полученного в здании музея электричества передается в соседний жилой комплекс.

Образная характеристика музейного комплекса во многом строится на использовании водных поверхностей.  Со строны главного подъезда и от обширного газона у замка Ле Альбере здание кажется погруженным в воду. Фасады отражаются в спокойной глади протяженных плескательных бассейнов с идеально прозрачной водой, сквозь которую просвечивает светлая речная галька. В этом можно увидеть желание напомнить  о близкой реке Адиже, визуальному контакту с которой препятствует противопаводкавая дамба, протянувшаяся вдоль русла. Однако, прагматические аспекты тоже весьма основательны: испарение от водных поверхностей охлаждает воздух в жаркие дни и снижает нагрузку на кондиционеры. Кроме того, поступающая сюда дождевая вода используется для слива в туалетах.

Решение о применяемых строительных материалах принималось по методике «зеленой архитектуры». Предпочтение отдавалось местным ресурсам, что сокращает расходы на транспортировку. Различного типа каменные плиты, производством которых известен этот регион, использовались и для облицовки фасадов и для покрытия полов в вестибюльной зоне. Все экспозиционные площади были покрыты единообразными панелями из бамбуковой древесины. Это отвечало главной композиционной идее, способствовало восприятию всго внутреннего объема как единого целого, имеющего локальные пространственные градации. В экологическом отношении эффект был очевиден – бамбук готов к применению на третий год его роста, а соответствующего качества древесина – через 40 лет.

Стекло широко применяется в здании музея. На него приходится большая часть фасадных поверхностей. Применяются типы стекла с заданными показателями свето- и теплопроницаемости. Для защиты от прямых солнечных лучей смонтированы наружные раскатываемые тентовые шторы, их оранжевые чехлы напоминают о временах «хай-тека». Эти же шторы включаются в работу и в холодные зимние ночи, когда они помогают сократить потери тепла. Из стекла выполнены почти все перегородки, ограждения лифтовых шахт и лестничных клеток, поэтажные перильные ограждения. Р.Пьяно считает сплошную прозрачность здания важным достоинством такого решения. Он добивался, чтобы для посетителя были раскрыты все части экспозиционного комплекса, чтобы постоянно была возможность визуального контакта как со внешней средой.

Идея «прозрачности» воплощена и в оформлении экспозиции. Показателен центральный 6- этажный атриум. Он имеет светопрозрачное покрытие, из стекла выполнены поэтажные перильные ограждения. Благодаря этому атриум не воспринимается как четко очерченое пространство, он перетекает в поэтажные выставочные площадки.  Представленые в объеме атриума экспонаты как-бы висят в воздухе, они зафиксированы тонкими жестко растянутыми тросиками. Время от-времени в воздушном пространстве высвечиваются незаметные стеклянные панели и появляются полупрозрачные дополнительные изображения и тексты. Привычных стеклянных ящиков-витрин нет. Между посетителем и экспонатами нет преград. Здесь активно используется потенциал современной информатики. Многие стенды приглашают к прямому контакту. Люди перебирают изображения на экране монитора, включают действующие модели.

Выделяется обширная «школьная» зона, где устновлено множество стендов-экспонатов, позволяющих в игровой форме получить представление о сути многих физических явлений. Здесь оживленно - дети и их родители активно управляют струями воздушных потоков, гоняют легкий шарик с помощью статического электричества, с интересом наблюдают выявление температурных характеристик посетителей на экране  тепловизора.  

Отдельный отсек отведен для показа специфической жизнедеятельности в тропической зоне. Здесь поддерживается характерный для этого климатического района температурно-влажностный и световой режим.

Во всем комплексе управление вентиляцией, отплением, электроосвещением, регулировка поступления солнечного света выполняется централизованно по системе «умный дом», что повзволяет самым рациональным способом использовать имеющиеся ресурсы и обеспечить специфику эксплуатации каждой функциональной зоны. Благодаря этому удалось сократить численность управленцев и обслуживающего персонала, передать больше рабочих мест специалистам, непосредственно работающими с посетителями.

Характерная мелочь, отражающая принципы экологического подхода: проектировщики стимулируют использование велосипеда для поездок на работу сотрудниками музея. Имеется просторная парковка, душевая и сушилка для верхней одежды, которые особо востребованы в дождливые дни.


КВАРТАЛ

Завершив осмотр здания музея, мы перешли улицу и  попали на территорию квартала Ле-Альбере. Для города с населением в 100 тыс. человек это была достаточно-крупная строительная реализация. Застройка квартала тоже выполнена по проекту Ренцо Пьяно, что обеспечило градостроительно-композиционное единство всего нового  комплекса новостроек на берегу реки Адижа. Ранней осенью 2013 года на месте бывшего промышленного предприятия были сданы в эксплатацию 18 четырех-пятиэтажных зданий, два из которах отведены под офисы, а в остальных находится 350 квартир площадью от 60 до 300 квадратных метров.  Имеются емкие подземные парковки. Отечественные риэлтеры отнесли бы это жилище к верхней ценовой категории.

В этом проекте Ренцо Пьяно тоже было уделено немало внимания экологическим аспектам архитектурного решения: над кровлями распластались огромные панели с солярными батареями, в отделке зданий используется древесина (местный возобновляемый ресурс), над окнами видны рулоны солнце-и теплозащитных штор, способствующих экономии энергии в ходе эксплуатации.

Здания вытянулись по прямым или слабо изогнутым линиям вдоль улиц и нешироких внутриквартальных проездов с проложенными по их оси длинными плескательными бассейнами и рядами посаженных деревьев. В воде бассейнов отражаются произведения современной пластики. В первых этажах устроены пешеходные галереи, зарезервированы площади для объектов социального обслуживания. Немалая часть территории отдана под зеленые площадки – аккуратно подстриженные газоны с посадками деревьев и кустарников. «Строгий, стройный» внешний облик зданий напоминал скорее офисный центр высокого класса, чем жилой квартал в итальянском городе. Это впечатление усиливалось полным безлюдьем. Подобное бывает в выходные дни в больших деловых зонах: никого не было видно ни на проездах, ни во двориках. Никто не въезжал в подземные парковки и не выезжал оттуда. На окнах не было видно цветов и занавесок. Только на одном балке верхнего этажа за стеклянным ограждением стояла пара стульев. Сквозь прозрачные витрины первых этажей просматривались абсолютно пустые помещения. Такого не бывает и в деловых зонах в выходные дни!    

Объяснение этому мы нашли, когда прочитали в местной газете статью под названием «Трагедия квартала Ле Альбере». Оказалось, что за прошедший год интерес к жилищу в этом квартале проявили лишь несолько семей. Наывалось немало причин такого безразличия:

- шумное окружение (на востоке квартал граничит с железнодорожной линией, на западе с улицей городского значения). Мы, жители крупного мегаполиса, могли бы сравнить напряженность этих  транспортные магистрали с проездами местного значения в нашем городе,

- неудачная пешеходная связь с близрасположенным центром (приходится миновать небольшой тоннель под железнодорожным полотном а затем следовать по тупиковой улице между двумя кладбищами),

- отсутствие в квартале какого-нибудь достаточно крупного торгового центра,

- конструкция плескательных бассейнов не учитывает особенностей микроклимата, в условиях Италии считающегося весьма суровым: зимними ночами вода в бассейнах образует ледяную корку, разрушающую каменную облицовку бортиков. Пробовали сливать воду из бассейнов в холодное время года, но это ухудшало их внешний вид,

- на озелененных участках нет площадок для игр детей и занятий оздоровительным спортом

- и т. д.

В заключительной части статьи разъяснялось, что для современного городского квартирного рынка сданные в эксплуатацию в прошлом году дома не представляют никакого интереса: здесь в высшем ценовом сегменте за год совершается всего несколько сделок! Так романтика высоких технологий и экологической целесообразности оказалась бессильной перед условиями рыночной экономики!